Эксперт Русского академического фонда, профессор Людмила Букалерова приняла участие в мультимедийном круглом столе на тему: «Государственный образовательный стандарт: какими должны быть школьные учебники?», который прошел в четверг, 31 августа, в МИА «Россия сегодня».
Заместитель ответственного секретаря Координационного совета Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская, принявшая участие во Всероссийском родительском собрании, проходившем накануне на площадке Центра образования №548 «Царицыно», сообщила, что «прежде всего родителей волнует количество издаваемых сегодня учебников».
Уложенные в ранец, они подчас превышают вес самого ребенка. Это серьезная проблема медицины, психологии, специалистов ряда отраслей. Второй момент – содержание. Оно, как утверждает спикер, вызывает нарекания в связи с некорректностью, «обилием технических, орфографических ошибок и заканчивая терминологией».
«Иногда кажется, что это не образовательное пособие, а договор с каким-то банком о кредитных взаимоотношениях, когда читающий этот договор человек не улавливает толка в том, что видит, но понимает, что все это очень кому-то нужно», – поделилась она.
По ее словам, «нелепость некоторых заданий подчас превышает и зашкаливает самые сказочные ожидания». К тому же «приводятся задания, которые лишены не только смысла, но и нравственности».
Говоря о необходимости наполнения единого образовательного пространства соответствующим содержанием, первый вице-президент Управляющей компании «Просвещение» Михаил Кожевников отметил, что «у этого содержания должна быть какая-то база, обязательная для всех».
В этой связи обязательная линейка учебников будет обеспечивать «преемственность между начальной и средней школами, четко выстроенную внутри- и межпредметную логику». Он пояснил, что реализация этих принципов «позволяет детям из разных классов, школ и городов говорить на одном языке, понимая друг друга».
С его точки зрения, Единый госэкзамен, основной государственный экзамен в девятом классе, Всероссийские проверочные работы и унифицированные требования к этому мониторингу «тоже являются элементами единого образовательного пространства». Создание базовых учебников является другим звеном в общей цепи.
Но они ни в коей мере не мыслятся как единственные. «В школах отводится разное число часов на дисциплины. Ученики в разной степени погружаются в них. Поэтому для обеспечения индивидуальной образовательной траектории станет использоваться и набор других пособий, прошедших все необходимые экспертизы», – уточнил эксперт.
Никто не оспаривает необходимость создания единых для нации образовательных скреп, считает заведующий кафедрой педагогической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Виктор Гуружапов. Существует, однако, немало барьеров на пути к воплощению этой идеи.
Так, в методической литературе не найти ответа на вопрос «Что такое учебник?». Есть более или менее сложившееся понимание термина «УМК», учебно-методического комплекта. А его основной элемент остается, увы, неопознанным объектом.
«Может быть, это должен быть не просто учебник, а протоучебник? Или, возможно, создавать его следует как книгу для учителя, а для подростка собирать отдельное пособие? Чтобы уже дальше авторы различных УМК отталкивались бы от этой матрицы?» – заострил проблему спикер.
Отвечая на вопрос, как создание базовых учебников отразится на содержании тестов ЕГЭ, эксперт Русского академического фонда Людмила Букалерова подчеркнула важность проблемы согласования «начинки» учебников и контента тестовых заданий.
«С чем сейчас сталкиваются поступающие? Дополнительные экзамены для абитуриентов касаются программ по истории, обществознанию, английскому. Необходимо, чтобы учебники, по которым дети будут готовиться в вуз, соответствовали вопросам на экзаменах, которые они сдают», – напомнила она.
РИА Новости https://ria.ru/sn_edu/20170831/1501506236.html